Валентина Александровна Лемоджава (Сергеева) родилась в феврале 1943 года. Отец в это время уже воевал на фронте. А в 1944 году пришло письмо из полевого госпиталя, в котором сообщалось, что рядовому Александру Сергееву ампутировали обе руки и обе ноги и надо родным приехать забрать его домой. Мама заметалась – что делать, как добраться в этот госпиталь где-то в поле под Воронежем, как и на чём везти оттуда мужа. У нее на руках годовалая Валя, а двое старших детей – 6-летняя дочь и 2-летний сын - в это время тяжело болели тифом. Но бросить изувеченного мужа на произвол судьбы Евдокия никак не могла. Подхватила Валю, старших оставила на попечении бабушки и поехала. Добирались на перекладных, как придётся: на подводах, встречных машинах, часть пути – в товарном вагоне поезда. Но до места так и не добрались. Поезд разбомбили и захватили немцы. Валя с мамой попали в плен. Их отправили в концлагерь в Брянскую область, в деревню под названием Плевки.
Узников гоняли рыть окопы. Кроме того, женщины стирали на фрицев, иногда те допускали русских даже убрать за ними со столов, помыть посуду. В эти дни мама приносила завязанные в тряпочку хлебные крошки, размачивала их в воде и кормила дочь. Пока взрослые работали, малолетних детей оставляли в бараках. Валя была в лагере под присмотром соседской девочки. Та рассказала, как однажды, когда она держала Валюшу на руках, один из фашистов помочился прямо малышке на лицо. Женщины решили остричь детей наголо и сказать, что у них тиф, чтобы немцы опасались к ним приближаться.
Освободили пленников только в конце войны, когда советские войска погнали фашистов с нашей земли. Валя с мамой вернулись домой в Мелекесс. Здесь их ждали трагические известия: Валины брат и сестра не выжили, умерли от тифа. Об отце не было больше никаких сообщений. На мамины запросы пришёл ответ, что он пропал без вести...
Горю не было предела. Но надо было как-то жить. Устраиваться на работу, поднимать дочь. До войны мама работала поваром в детском доме, папа возил зерно на лошади в мелькомбинат. Жила семья Сергеевых на Лесной Горке, на улице Советской. Мама часто рассказывала Вале о той счастливой довоенной поре, когда все были живы, все были вместе…
По соседству с Сергеевыми жила бабушка-татарка, очень добрая, старалась помочь, чем могла. Держала козу и приносила молоко для маленькой Вали – девочка после концлагеря была очень слабенькой.
Детская память Валентины не сохранила воспоминаний о времени, проведенном в фашисткой неволе. Знает обо всём только по маминым рассказам. Мало что помнит она о дошкольном периоде своей жизни. Но один день запомнила очень хорошо, он яркой картиной и сейчас всплывает в памяти Валентины Александровны. Шёл 1946-й год. Люди понемногу привыкали к мирной жизни. Восстанавливали и страну, и свой нехитрый быт. И вот однажды соседка, как всегда, принесла немного молока и по обыкновению задержалась у них за беседой, пока мама готовила Вале кашу из овса. Евдокия села кормить дочь. А бабушка глянула в окно да как пронзительно закричит, путая русские слова с татарскими: «Дуська, Дуська! Это ж твой Сашка идёт!» Мама тут же потеряла сознание, упала на пол, сильно напугав маленькую Валю.
Отец действительно вернулся домой. Руки-ноги целы. Оказалось, произошла чудовищная ошибка: в том госпитале, где он лечился после ранения, лежал его полный тёзка, тоже Александр Сергеев, вот как раз он и получил тяжёлые увечья, бойцов просто перепутали, сообщение послали не по тому адресу. Отец был ранен в ногу, её даже хотели ампутировать, но удалось сохранить. Потом попал в немецкий плен. Как это случилось, Валентина Александровна не знает. О войне в семье старались не говорить, слишком тяжелы были воспоминания.
Наверное, сейчас может показаться, что такое возможно только в кино. Но в то время похожие истории случались. Когда приходили похоронки, а воины возвращались к родному порогу. Объяснение одно – война! В военной неразберихе всё может быть. И это давало другим надежду. Потому очень многие женщины годами ждали и верили в возвращение своего мужа, сына, отца. Увы, очень редко кому улыбалось такое счастье…
Валентина окрепла, выросла, окончила школу, потом институт в Ульяновске, стала инженером-строителем. Распределение выпускников было на Урал и в Абхазию. Она выбрала Абхазию. Первыми её строительными объектами были пансионаты, ведь Абхазия – цветущий курортный край. В строительстве многих абхазских санаториев принимали участие немецкие специалисты. Но это были уже другие немцы…
Там Валентина встретила свою любовь, вышла замуж. Он тоже был строителем, грузин. Отсюда и грузинская фамилия Валентины Александровны – Лемонджава. Жили счастливо, душа в душу, вырастили замечательного сына. 27 лет прошли как один день. И тут громом ударило лето 1992 года - в Абхазии разразилась война. Опять война настигла Валентину Александровну! Обстрелы, голод, ужас. Валентине, как много лет назад её маме, приходилось менять вещи на продукты, чтобы выжить.
В 2000 году сын помог родителям выбраться из Сухуми. Лемоджава вернулись на родину Валентины Александровны в Димитровград. Здесь жили родные, связь с ними она все эти годы не теряла, часто приезжала в родные края.
От пережитых потрясений мужа парализовало, несколько лет он был прикован к постели. И вот уже 10 лет как нет на свете её любимого.
Радуют Валентину Александровну сын и внуки. Заботливые, умные, хорошие дети выросли. Все окончили институты. Старший внук живёт в Москве, занимается бизнесом, внучка Наташа - в Питере, дизайнер. А средний внук сейчас находится в зоне специальной военной операции, ушёл туда добровольцем в первые же дни. Валентина Александровна очень надеется, что скоро он вернётся домой с победой. Очень этого ждёт и главное, чего всем желает, - мирного неба!
🎉С праздником Победы Вас, уважаемая Валентина Александровна! Крепкого Вам здоровья на долгие годы! Благополучия и счастья всем Вашим близким!
Источник: https://vk.com/sergey.sandryukov