Администрация
города Димитровграда Ульяновской области

Поколение военных лет. В каждой судьбе - история боли и подвига нашего народа, нашей общей истории, которую нельзя забывать!

У порога гостей встречает невысокая миловидная женщина с редким именем - Милионида. Миронова Милионида Егоровна - приветливая, интеллигентная, её облик напоминает образ первой учительницы. Она действительно была учительницей начальных классов, воспитателем детского сада, работала бухгалтером на заводе "Химмаш". Сейчас у неё всё хорошо. Чистая ухоженная квартира, рядом заботливая дочь, образованные внуки живут в двух столицах. "Вот бы мама моя увидела эту нашу нынешнюю жизнь! И хоть недельку так пожила, - с грустью говорит Милионида Егоровна, - но наши мамы и мечтать не могли о таком. Мы и не видели молодыми, красивыми наших мам..."
Поколение военных лет. В каждой судьбе - история боли и подвига нашего народа, нашей общей истории, которую нельзя забывать!.

У порога гостей встречает невысокая миловидная женщина с редким именем - Милионида. Миронова Милионида Егоровна - приветливая, интеллигентная, её облик напоминает образ первой учительницы. Она действительно была учительницей начальных классов, воспитателем детского сада, работала бухгалтером на заводе "Химмаш". Сейчас у неё всё хорошо. Чистая ухоженная квартира, рядом заботливая дочь, образованные внуки живут в двух столицах. "Вот бы мама моя увидела эту нашу нынешнюю жизнь! И хоть недельку так пожила, - с грустью говорит Милионида Егоровна, - но наши мамы и мечтать не могли о таком. Мы и не видели молодыми, красивыми наших мам..."

Своего отца Миля не помнит - ещё до её рождения Карпов Егор Фёдорович, председатель сельсовета, был репрессирован как враг народа по чьему-то доносу в 1938 году. О том, что его расстреляли через 10 дней после ареста, родные узнали только спустя много лет, когда были реабилитированы многие политзаключённые. А тогда жена бывшего председателя, мать Мили, осталась одна с четырьмя детьми, много работала в колхозе и не теряла надежду на справедливость, на возвращение мужа...

Грянула война. Деревня Усохи в Калужской области, где жила семья Карповых, была захвачена фашистами летом 1941 года. Как это водилось у гитлеровцев, офицеров и солдат расселили в дома крестьян, а их выгнали в сараи. Среди жителей были лишь женщины с детьми - мужчины на фронте, а старики ушли в партизаны. За новым порядком в селе следили два молодых паренька-полицая из числа местных. У обоих отцы и старшие братья воевали в Красной Армии, а они вот стали предателями. После войны о судьбе этих молодчиков никто ничего не знал, и родные молчали, будто и не было никогда на свете этих парней...

Когда советские войска отогнали фашистов от Москвы и те стали отступать, уходили немцы не одни, а погрузили крестьянские семьи на обозы, взяли со дворов скотину и погнали с собой. Обоз был бесконечным, по пути так же забирали жителей окрестных деревень. Ехали долго, часто под бомбёжками - повсюду шли бои. Навсегда в памяти Милиониды застыла картина: у обочины дороги неподвижно лежит женщина с красным пятнышком у виска, а по ней ползают и кричат двое малышей. Остановиться и подобрать их никто не мог - нельзя было прыгать с телеги, тут же расстрел на месте - рядом солдаты с автоматами и чёрные злые овчарки.

Соседи оказались кто в Польше, кто в Германии, а Миля с матерью, сестрой и двумя братьями - в Белоруссии. Старшие дети и мать батрачили на хозяев, девочки были ещё слишком малы. Хозяйский сынок раздобыл гранату и по шалости подорвал себя и 11-летнего брата Милиониды Колю... Позже уже на родине при такой же детской игре с гранатой (а боеприпасами калужская земля после прошедших на ней сражений и оккупации была начинена больше, чем пашня зерном) тяжёлое ранение в голову получила старшая сестра, оставшись на всю жизнь инвалидом.

Вернулись в родную деревню, а там... только пепел. Уцелело лишь несколько домов. До поздней осени спали под телегой. Потом приютили чужие дед с бабкой на краю села, у них уже жила одна семья, тоже мать с ребятами. Много лет своего жилья у Карповых не было. Сначала смогли смастерить только сарай, отгородили загон для скотины, так и обитали все вместе. И лишь спустя годы построили новый дом. В село после войны вернулись всего пятеро мужчин. Бабы и в поле работали, и лес валили, и строили, и детей поднимали.

"Было большое счастье, когда появилась у нас корова - чёрная, Галкой её назвали, - кормилица и работница: молоко давала, и пахали мы на ней вместо лошади", - рассказывает Милионида Егоровна.

В школу Миля ходила босиком - обуви не было совсем. Вспоминает, что уже в октябре бежала босыми ногами по подмороженным кочкам, а потом отогревала ноги, подогнув под себя, кутая в платье. Зимой учитель и вовсе запретил ей ходить в школу - нечего было ни надеть, ни обуть.
Мать очень мечтала, чтобы Миля выучилась на медсестру. И вот, когда уже мечта почти сбылась и пришёл вызов из медучилища, мама в одночасье умерла. Ей было только 58 лет...

Милионида осталась работать в колхозе, ухаживала за телятами. Такая маленькая и совсем юная, таскала на себе 15-литровые фляги! Но продолжить образование ей очень хотелось. Несколько раз возможность получить направление на учёбу срывалась по разным очень обидным причинам. Однажды, когда направление руководством уже почти было подписано, то ли случайно, то ли по чьей-то злой воле сдохли, отравившись, три самых крупных колхозных бычка, которые были на её попечении. Вспомнили давнюю, почти забытую историю про "дочь врага народа". Учиться отправили другого человека. "Я только два раза в жизни так безутешно рыдала, - рассказывает Милионида Егоровна, - когда умерла мама и когда произошла эта история с бычками".

И всё же счастье улыбнулось Милиониде. Встретился добрый человек на её пути - лицо той женщины из районного отдела образования, что выслушала историю девушки и помогла ей, Миля помнит до сих пор, очень ей благодарна. Милионида окончила педагогические курсы, работала учительницей в соседнем большом селе, а в 1965 году переехала в Мелекесс к сестре.

В этом году 6 марта Милиониде Егоровне исполнилось 86 лет. "Живу за всех своих родных, которые очень рано ушли из жизни", - горько шутит женщина. Про своё необычное имя она знает, что его придумала мама: когда, будучи беременной, молилась в церкви за арестованного отца, там крестили девочку, называли её Милей, и женщина решила такое же имя дать своей будущей дочери. "Миллионов это имя мне не принесло, но всегда я старалась быть милостивой к людям, и они платили мне добром, называли Милой", - улыбается Милионида Егоровна. Особенно счастливым считает период своей жизни в нашем городе. И сейчас бывшие коллеги по заводу её не забывают, часто навещают, звонят, рассказывают новости.

- Вот людям бы теперь жить да радоваться, у каждого есть всё, что только душе угодно, о чём нам в наши молодые годы можно было только мечтать, а нашим мамам даже и мечтать не приходилось, а люди всё чем-то недовольны, всё чего-то им мало....Я радуюсь каждому дню и всему, что дарит мне эта жизнь, - говорит она на прощание.

🎉С Днём Победы Вас, дорогая Милионида Егоровна! Добра и благополучия, крепкого здоровья и бодрости на долгие годы! Счастья всем Вашим близким!

Источник: https://vk.com/sergey.sandryukov
На фото: одна из советских деревень после фашистской оккупации

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie